Первая социальная сеть в России. Создана в 2000 году для жителей Архангельска, Северодвинска и других городов Северо-Запада
Главная  Поиск  Анкета  Работа  Форум/Чат  Стихи 
 

С Днем рождения
 
Сергей Ерёмин
LazyBear
, 40лет,
Специалист по компьютерам,
Архангельск

Последние добавления
Всего анкет: 14195 


 
Александр Мияскин
wolf127175
, 39лет,
Промышленность,
Архангельск
 
Elena
InferNO
,
Студент,
Омск


Постоянные участники

yaka
yaka
, 36лет,
Коммерческая деятельность,
Санкт-Петербург

Добавить анкету

Статистика анкет

Итоги предыдущего опроса


от 16 до 22 87
от 22 до 30 51
от 10 до 16 38
от 30 до 40 18
более 50 7
от 40 до 50 5
до 10 2

Архив опросов

Наши люди говорят

04 июля 2017 20:24

Дешевые аналоги лекарств
Для правильного выбора синонимов лекарств - медицинских препаратов с однинаковым действующим веществом и аналогичными свойствами, лучше всего использовать сайт дешевые аналоги лекарств. В строку поиска введите ваше лекарство, чтобы получить полный перечень российских аналогов с ценами.

16 января 2011 00:33, 188.134.36.165

Фонтан "Самсон"
На главной композиционной оси Нижнего парка и Верхнего сада расположен самый крупный водомет петергофского фонтанного ансамбля "Самсон". С обширных партеров, террас и в перспективе приморского канала видна трехметровая фигура Самсона, вступившего в единоборство со львом. Могучий богатырь разрывает оскаленную пасть вставшего на задние лапы зверя. В бессильной ярости лев вонзил когти в бедро Самсона. Но богатырь неодолим. Из пасти побежденного хищника вырывается сверкающий двадцатиметровый столп воды. Восемь дельфинов плещутся у ног торжествующего Самсона, а из четырех ниш скалы-пьедестала выглядывают львы, олицетворяющие стороны света.
Созданию этого прославленного памятника предшествовал длительный период формирования художественного образа "Российского Самсона". Известно, что к началу XVIII в. библейский Самсон прочно вошел в былины и апокрифы, стал одним из героев русского эпоса. С первых лет борьбы против шведских захватчиков Самсон и двуглавый орел являлись общепринятой аллегорией при изображении Петра, российской державы и ее воинства. Грозный противник России - Швеция и король Карл XII изображались, в соответствии с эмблемой в шведском государственном гербе, в виде льва, "всякими нападками на российское государство известного".
В панегириках, в гравюрах и картинах первой четверти XVIII в. Самсон всячески возвеличивался, а лев подвергался поношениям и побивался Самсоном и двуглавым орлом. В этом отношении интересен помещенный в "Книге Марсовой", содержащей планы и описания сражений Северной войны, рисунок, на котором запечатлена одна из "огненных картин" фейерверка: двуглавый орел поражает льва стрелами молний. Образ Самсона приобрел еще более конкретное значение после Полтавского сражения, происшедшего 27 июня 1709 г. в день св. Самсония.
Совпадение решающей победы с днем Самсония всколыхнуло творческое воображение современников Полтавской битвы - участников и свидетелей торжества России над коварным врагом. Идейно-политический смысл образа Самсона был поэтически осмыслен в "Слове" Феофана Проко-повича: "... Пресветлейший самодержец всероссийский сам собою, своим мужественным воинством, без всякой иноземной помощи, единым устремлением, не во многие часы, две лютые ехидны брань свейскую и изменническую силу растерзал и умертвил еси. Растерзал еси, акивторый Самсон; (не без смотрения же, мню, божия) и в день сей Самсона случися победа твоя, растерзал есл могуществом Льва свейского".
Так в атмосфере патриотического подъема был создан проникнутый героическим пафосом образ огромной эмоциональной силы и идейной глубины - образ победоносного Российского Самсона.
В изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. образ Российского Самсона прежде всего был воплощен в графике. Единоборству Самсона со львом посвящена гравюра А. Зубова и М. Карновского, исполненная в 1709 г.
На свитке, развернутом ликующими вестниками победы, изображен Самсон, повергнувший льва и раздирающий ему пасть. В борьбе участвует и двуглавый орел, поражающий льва молниями. В облаках над Самсоном парит богиня Славы, осеняющая победителя венком и пальмовой ветвью. Гравюра сопровождается надписью: "Сампсону Российскому рыкающего Льва свейского, преславно растерзавшему". Той же теме был посвящен медный барельеф, выполненный К. Растрелли еще при жизни Петра для модели триумфального столпа, который предполагалось воздвигнуть в Петербурге.
Однако в монументальной скульптуре образ Российского Самсона был воплощен только через двадцать пять лет после Полтавской виктории. В 1734 г. в центральной части Нижнего парка решили устроить в ковше перед каскадом, помимо двух водометов, запроектированных еще Леблояом, громадный фонтан, декорированный скульп-турой. Тему для этой скульптуры подсказало общее содержание оформления Большого каскада, а при выборе сюжета остановились на самой распространенной в первой четверти XVIII в. аллегории Полтавской баталии - борьбе Самсона со львом. Скульптору К. Растрелли и его помощникам А. Селиванову, Ф. Медведеву и А. Хрептикову принадлежит честь создания "Самсона", идейно и художественно завершившего оформление центрального ансамбля Нижнего парка. Эта скульптура входила в число тех пяти монументальных групп, которые Растрелли обязался выполнить для Петергофа по договору, заключенному им с Канцелярией от строений в 1734 г.
Выполнение группы "Самсона" было для Растрелли логическим продолжением работы над барельефом на ту же тему для триумфального столпа.
Создавая скульптуру для петергофского фонтана, Растрелли обратился к гравюре Зубова и Карновского. Это особенно ясно видно в композиции выполненной им группы, повторяющей основные черты гравюры 1709 г. Растрелли также представил Самсона разрывающим пасть льва. Как это изображено и на гравюре, растреллиевский Самсон был одет в плащ из львиной шкуры. Судя по сохранившимся рисункам Большого каскада, фигура Самсона отличалась сильно моделированными формами.
Квадратный постамент "Самсона", сложенный из кирпича и облицованный тесаным камнем, состоял как бы из двух блоков, разделенных карнизом дорического ордера. Верхняя массивная плита постамента покоилась на восьми контрфорсах, завершенных фигурами дельфинов; в центре постамента, на горе туфа, возвышалась свинцовая позолоченная группа "Самсона".
Композиция, заимствованная Растрелли у Зубова и Карновского, оказалась исключительно удачной для фонтанной скульптуры. Группа "Самсон" стала идейным центром Большого каскада и всего ансамбля.
Обращение к гравюре, сделанной под непосредственным впечатлением от Полтавской битвы, позволило Растрелли создать произведение, насыщенное большим патриотическим значением,
Группа "Самсона" была отлита и поставлена уже в 1735 г. Об этом свидетельствует датированное тем же годом требование П. Суалема на материалы для двух водометов, которые собирались устроить в ковше, "где теперь Самсон". К новому фонтану была срочно проложена особая де-ревянная труба от Бабигонского пруда, находящегося в 4 километрах южнее Нижнего парка. В сентябре 1736 г. Суалем установил на постаменте "Самсона" вододействующих дельфинов.
Вокруг "Самсона" должно было размещаться восемь дельфинов - по числу водометов на постаменте. Но к 1736 г. их поставили только шесть. Поэтому летом 1738 г. Канцелярия от строений обратилась к Растрелли с запросом, не имеется ли у него в мастерской двух готовых свинцовых дельфинов. Так как дельфинов у Растрелли не оказалось, то К. Оснеру предложили немедленно их отлить, вероятно, по растреллиевской модели, взяв из его мастерской двух чеканщиков.
Через десять лет после сооружения фонтана, в 1745 г., Оснеру и "статуйного дела" подмастерью Исаю Неустроеву пришлось заново отлить деформировавшуюся фигуру льва, а затем соединить ее с Самсоном. В 1755 г., после завершения перестройки Большого дворца, В. В. Растрелли предложил пропорционально новой высоте здания увеличить высоту струи фонтана "Самсон", заменив деревянные трубы чугунными.
К концу XVIII в. растреллиевская скульптурная группа, так же как и статуи на Большом каскаде, из-за непрочности свинца пришла в окончательную ветхость. Новую группу вылепил выдающийся русский скульптор М. П. Козловский. Он много работал над образом Самсона, стремясь создать самостоятельное художественное произведение, сохранив при этом основы прежней композиции. Группа "Самсона" была отлита из бронзы В. Екимовым в 1801 г. и поставлена перед каскадом в 1802 г.
Произведение Козловского - одно из высших достижений русской скульптуры XVIII в. В отличие от Растрелли, Козловский представил Самсона без плаща, совершенно обнаженным. Это дало ему возможность создать классически ясный и выразительный силуэт статуи, которая органически вошла в композицию ансамбля. Несмотря на огромную динамическую напряженность скульптуры, все ее формы отличались удивительной пластичностью и обобщенностью. Козловский в группе "Самсона" с большим мастерством сумел сочетать две противоборствующие силы - победоносную, разумную мощь человека и слепую ярость дикого зверя. Создавая новое произведение, Козловский сохранил идейное содержание прежней скульптуры - монумента победы России в борьбе со шведами. Выполненная в годы, овеянные славой суворовских походов, скульптурная группа Козловского в величавой эпической форме отразила народное понимание красоты подвига, совершенного во имя родины.
По проекту Воронихина для статуи Самсона был сооружен новый постамент: на гранитном цоколе возвышалась четырехгранная тумба, сложенная из обтесанных гранитных блоков. Воронихин сохранил вокруг Самсона восемь дельфинов. Кроме того, в полуциркульные арки постамента он поместил четыре бронзовые львиные головы, из пастей которых льются потоки воды. Головы львов отлили по модели ученика Академии художеств М. Думнина, работавшего под наблюдением Козловского. Это прекрасные образцы декоративной скульптуры XVIII в. Думнин с большой экспрессией вылепил мощную бугристую голову, косматую гриву и сильные лапы свирепого хищника.
Через сто сорок лет монумент, который должен был простоять века, был похищен фашистскими захватчиками.

27 июня 2010 12:30, 188.134.32.194

Глава четырнадцатая

В 1799-1806 гг. одновременно с выполнением новой скульптуры проводились работы и на самом каскаде. В сентябре 1799 г. последовал указ о замене прежней балюстрады из мячковского камня мраморной, а в октябре было дано распоряжение соорудить на террасах по сторонам Большого грота четыре сходные гранитные лестницы со ступенями и кордоном. Эти лестницы были поставлены на месте деревянных в августе 1800 г. Тогда же установили перед дворцом и балюстраду из олонецкого мрамора, протянувшуюся от дворцовой церкви до "флигеля под гербом".

В ноябре 1800 г. ярославские крестьяне Ф. Егоров, Н. Яишников и Е. Семенов взяли в Петергофском дворцовом правлении подряд произвести на Большом каскаде к лету 1801 г. "под присмотром и показанием" архитектора Ф. Броуэра, фонтанного мастера Ф. Стрельникова и каменного дела мастера Литтеля перекладку стен, сводов и столбов грота. Они также должны были возобновить облицовку интерьеров и фасада грота туфом и раковинами. Начиная с августа 1800 г. на каскаде стали устанавливать новые гранитные пьедесталы, повторявшие по форме прежние из пудостского камня. В 1802 г. была произведена перекладка водопадных ступеней среднего каскада, исправлены накренившиеся стены стилобата, разобраны до основания и переложены два полукружных постамента под фигурами "Невы" и "Волхова". На среднем каскаде по указанию архитектора А. Ворояихина был устроен деревянный слив, покрытый позолоченной жестью.

В 1803 г. под наблюдением Воронихина произвели позолоту, серебрение и раскраску барельефов, герм, маскаронов, рамок и чаш. В последующие годы сусальным золотом покрыли статуи на водопадных ступенях и в ковше.

В 1806 г. после завершения переделки Большого каскада фонтанный мастер Стрельников сообщил в своем рапорте о продаже "с публичного торга снятых из садов с каскадов и бассейнов свинцовых фигур разного звания и вида". Среди них Стрельников упоминает две "фигуры под именем рек, четыре Наяды, Самсона со львом, фигур стоячих под названием Время и Венус", а также урны, вазы, дельфины и "капли".

Через десять лет после установки бронзовых статуй на каскаде заменили еще четыре свинцовые скульптуры. Летом 1816 г. Мартос вместе с Екимовым произвели осмотр мраморных, бронзовых и свинцовых статуй Нижнего сада. В рапорте Мартоса от 15 июня отмечено, что на бортах ковша "по сторонам Сирен четыре дельфина свинцовые не годятся, почему нужно, сделав новые модели, перелить их из бронзы и вызолотить". Предложение Мартоса было принято, и в 1817 г. по модели скульптора А. Анисимова и художника И. Тимофеева дельфинов отлили в бронзе. Вылепленные в декоративной манере первой четверти XVIII в. дельфины органично вошли в ансамбль каскада.

В первой половине XIX в. Большой каскад неоднократно ремонтировали; наиболее значительные работы этого времени были осуществлены в 1826-1829 гг. архитектором Броуэром. Из документов известно, что в это же время для украшения каскадных ступеней отливались новые свинцовые барельефы, кронштейны и рамки.

В 50-х гг. XIX в. Большой каскад подвергся самой крупной за все годы своего существования перестройке. В 1854 г., когда стало очевидно, что откладывать капитальный ремонт Большого каскада нельзя, архитектор А. Штакеншнейдер получил распоряжение составить проект перестройки террасы, грота и каскадов. 10 декабря 1856 г. Штакеншнейдер осматривал Большой грот, и "оный оказался в совершенно ветхом состоянии, почему его необходимо вновь перестроить". Записка и чертеж архитектора показывают, что он предполагал облицевать грот и стилобат полированным финским гранитом и мрамором, но из-за высокой стоимости проект этот не был принят к исполнению.

Через три года перестройка Большого грота с каскадами поручается архитектору Н. Л. Бенуа. Перестройка каскада началась в конце сентября 1859 г. и продолжалась всю зиму, для чего над каскадом был построен "балаган-тепляк", в котором с семи утра до семи вечера при свете керосиновых ламп трудилось до ста пятидесяти рабочих-каменщиков и гранитчиков. Гроты и каскадные лестницы почти полностью разобрали и затем заново возвели столбы и аркаду, стены и своды. Под столбы аркады Большого грота подвели гранитный цоколь. В 1860 г. Бенуа предложил проект облицовки каскада гранитом и мрамором. Этот проект получил одобрение, но осуществлены были только некоторые детали, не внесшие изменений в облик Большого каскада. По чертежам Бенуа в сводах грота и водопадных лестниц устроили сорок пять люкарн для вентиляции. С этой же целью в стенах боковых каскадов пробили полуциркульные окна, закрытые простыми решетками.

Заметное изменение в облик каскада внесла перемена рисунка струй водометов на водопадных уступах и в центральном фонтане "Кольцо". В 1860 г. по указанию Бенуа в этом фонтане по внешнему кольцу "вместо 8-ми низеньких фонтанов" сделали "фонтаны корзинкою" из двадцати восьми невысоких дуговых струй, заходящих одна за другую, подобно краю сплетенной из прутьев цветочной корзинки. С этого времени центральный фонтан Большого каскада получил название "Корзинка". На водопадных ступенях Бенуа выровнял высоту струй, придав им вид водяных пропилеи.

Перестройка Большого каскада и устройство сводчатых галерей для осмотра труб и вентиляции способствовали дальнейшему сохранению грандиозного сооружения.

Возобновление грота и каскадов привлекло внимание русской общественности 60-х гг. XIX в. О нем информировал своих читателей журнал "Современник". В одной из статей отмечалось, что "особенного внимания заслуживают своды купольные, перекрестные, наклонные, обратные и другие с оставленными в них отверстиями для ветвей фонтанных труб. Своды эти могут считаться образцовыми по красоте и искусству их выполнения".

Однако реставрация Большого каскада не была доведена до конца. Разобранные в 1860 г. колонны на фасаде грота и его туфовая облицовка не были восстановлены, что исказило первоначальный облик каскада. Когда в 1872 г. Бенуа напомнил, что декоративные работы все еще не завершены, Строительная контора министерства двора по соображениям "казенной выгоды" не возобновила отделки фасада и интерьера грота, не восстановила мраморных настилов на площадке перед гротом и над ним. Так исчезли эти важные Элементы архитектуры и декорировки Большого каскада.

В 1861 г. убранство Большого каскада пополнилось пятью бронзовыми скульптурами, выполненными в петербургской гальванопластической мастерской И. Гамбургера в 1857 г. Эти копии с античных оригиналов ("Пан и Аполлон", "Фавн Барберини", "Фавн с козленком", "Венера" и "Психея с Амуром") по предложению Бенуа были установлены внутри Большого грота. Тип скульптуры и материал, из которого она выполнена, полностью соответствовали декоративному убранству каскада.

В 1890 г. эти статуи были перемещены из грота и расставлены в пролетах его аркады.

После перестройки, осуществленной Бенуа, крупнейшее фонтанное сооружение Петергофа более шестидесяти лет не ремонтировалось. Только в годы Советской власти, в 1928 г., осуществили первую научную реставрацию грота и каскадов.

До 1941 г. на Большом каскаде находилось пятнадцать монументальных статуй работы русских скульпторов конца XVIII - начала XIX в., двадцать две бронзовые копии с античных оригиналов, двадцать бронзовых декоративных ваз. Кроме того, водопадные ступени каскадов и стилобат украшала свинцовая скульптура первой половины XVIII столетия: двадцать девять барельефов, семьдесят восемь кронштейнов, семь маскаронов, семнадцать герм, две лягушки и филенчатые рамы; балюстрада над гротом была декорирована восьмью мраморными вазами, а в нишах на верхней террасе стояли четыре мраморных бюста работы П. Баратта. В 1941-1945 гг. во время фашистской оккупации каскаду был нанесен серьезнейший ущерб. Советские реставраторы уже к 1956 г. полностью восстановили довоенный облик Большого каскада, его скульптурную и фонтанную декорацию. Ленинградские скульпторы выполнили для каскада четыре статуи и сто восемьдесят четыре декоративные детали. В 1957 г. был разработан и утвержден проект воссоздания туфовой обшивки грота, колонн на фасаде аркады и настила из черных и белых мраморных плиток на площадках.

Несмотря на два века, прошедшие со времени создания Большого каскада, утрату отдельных элементов первоначального декоративного убранства и некоторые наслоения, он сохранил значение ценнейшего памятника русского искусства XVIII в.


Ваше сообщение
 Имя:   ID:   Password: 
 Заголовок: 
 Картинка:  внутри текста: 
Архив новостей
Последние новости:  201 200 199 198 197 196 195 194 193 192 191 190 189 188 187 186 185 184 183 182 181 180 179 178 177 176 175 174 173 172 171
земляки
На страницах сайта мы публикуем биографии наших земляков, известных как в регионе, так и за его пределами.

Иванов Александр Андреевич
Александр Андреевич Иванов

Наши родные города
Рассказы о городах, в которых мы живем.

Северодвинск
Северодвинск

Северодвинск - это белые ночи,
Северодвинск - это моря волна,
Северодвинск - это город рабочих,
Северодвинск - это юность моя.

Архангельск
Архангельск

Калининград
Калининград

Для кого этот сайт
Изначально идея этого сайта родилась из желания познакомиться с людьми, живущими на Севере.

Позднее появилось желание собрать на его страницах всех своих знакомых, друзей да и просто хороших людей. Многие уехали из нашего края. Кто то подался в столицы, другие в далекие страны. С ними уехали их адреса, их лица.

А ведь так приятно встретить человека, с кем учился в школе, институте, вместе работал. Где он сейчас, чего достиг в жизни, чем живет? Да и просто посмотреть фотографии людей, которые живут в одном с тобой городе, и улыбнуться, встретив на улице одного из них.

Как найти
Заходите в раздел поиск и жмите кнопку "Искать". Будут показаны все анкеты. Чтобы быстрее найти нужного человека, вам поможет:

7 критериев поиска
Искать можно по таким категориям:

  • Имя;
  • Возраст;
  • E-mail;
  • Город;
  • Школа;
  • Институт;
  • Профессия.
Реклама на сайте
Copyright 2001 Валерий Афанасьев Дизайн - WebАртиль